Мотивация - очень важный фактор в обучении как людей, так и животных. Многие животные, в особенности собаки, легко мотивируемы для обучения - здесь "подталкивающим" моментом становится желание угодить своему хозяину. Однако, в случае с лошадьми, нам следует выделить три основные категории мотиваций к работе:
#
Доставить удовольствие - лошадь мотивируется собственным желанием угодить своему хозяину. Исходя из практики, такой способ мотивации существует и успешно работает с одной оговоркой - между тренером (хозяином) и лошадью устанавливаются жесткие иерархические отношения, где лошадь занимает место подчиненного и учится угождать. Но для установления таких отношений требуется долгое время взаимного контакта. Таким образом, этот принцип вполне справедлив для частного коневладельца и его лошади. В особенности, если лошадь была приобретена еще жеребенком. В данном случае, животное уже с малолетства привыкает, что хозяин стоит выше в иерархии и его пожелания надо исполнять.
Сложность возникает, когда лошадь необходимо обучить в краткие сроки (то, с чем сталкиваются тренера, когда им дают лошадь на обучение). В этом случае принцип утрачивает свое действие. У лошади нет стимула угождать назойливому малознакомому объекту, чье иерархическое превосходство не доказано.

#
Еда - вполне приемлимый метод в работе с лошадью, но имеет некоторые практические ограничения. Можно добиться больших результатов при работе "в руках" /на земле/. Лошадь с удовольствием разучивает разные трюки и движения. Однако, проблема появляется с подобным мотивированием из седла. Конечно можно дать лошади лакомство сильно наклонившись вперед и вниз, так чтобы лошадь достала его ртом - на базовом этапе работы это еще может сработать, но в случае с уже более-менее подготовленным животным данный метод сам себя исчерпывает.
Во-первых, во время работы с коровами или во время показательного выступления поощрение лакомством недопустимо.
Во-вторых, телодвижения в седле, которые вынужден совершать всадник, дающий лошади лакомство, могут вызвать путаницу у лошади, которую только что обучали остановкам, разворотам, движениям по кругу (движения, где требуется взаимосвязанная работа корпусом, руками и шенкелем), и затормозить процесс обучения.

#
Страх - пожалуй, самый сильный мотивирующий фактор. Правильное его использование позволяет достичь самого широкого спектра требуемых реакций. В данном случае применяется природная боязнь всего, что может принести болезненные ощущения. Лошадь учится тому, что при выполнении ожидаемого, боли не будет.
Однако, следует сразу оговориться, что наказание болью ни в коем случае не стоит понимать, как истязание животного или сознательное и методичное избиение. Наоборот, следует максимально исключить любую потенциальную жестокость.
Вполне достаточно сделать так, чтобы неповиновение доставляло НЕУДОБСТВО! Например, когда жеребенка приучают ходить на недоуздке, повинуясь направляющим движения человека, используют вервку, которая не дает жеребенку упираться и пятиться назад. Чтобы избавиться от неприятного давление веревки сзади, жеребенок движется вперед. Тот же принцип работает в случае с шенкелем, где лошадь старается уйти от давления ноги на ребра, и с некрейнингом, когда в качестве "раздражителя" применяется прикосновение поводьев к шее.

Наказания и поощрения
Говоря о наказаниях, мы ни в коем случае не должны иметь в виду жестокое обращение с животными. Любая жестокость противоречит грамотной работе и достижению положительных результатов в обучении лошади.
Разные лошади обладают разной степенью чувствительности. Так, например, условно можно сказать, что породистые лошади имеют меньший болевой порог (т.е. более чувствительны), чем их помесные собратья. В качестве допустимого "усилителя" своих указаний всадник может применять хлыст и шпоры. При этом, их прямое применение может быть необязательным. Лошадь, однажды приученная к шпоре, впоследствии может прекрасно работать от прижатого шенкеля. На Диком Западе, несмотря на отсутствие там сентиментальных отношений, всадник рисковал быть осмеян и бит за то, что пускал лошади кровь шпорой. Он не мог назвать себя хорошим всадником. Лошадь в те времена хоть и была "расходным" материалом и средством передвижения, но ценилась очень высоко. Особенно это касалось выносливых и обученных работе лошадей.
Также вполне может хватить одного лишь вида хлыста, чтобы отбросить попытки упрямства или лени. Это - так называемая, визуальная стимуляция. Хлыст или стек может быть использован только в качестве "указателя", но ни в коем случае для наказания. Животное не должно шарахаться от одного вида хлыста, но должна понимать, что во время тренировок нужно реагировать на указания стеком.
Избиение лошади даже "за дело" недопустимо, так как рушит иерархию и доверительные отношения, на достижение чего было потрачено так много сил и времени.
Некоторые всадники используют жесткое железо, пытаясь наказать лошадь резким воздействием на рот. Этого делать нельзя, так как рот лошади - это очень чувствительное место и жесткое обращение может привести к потере контроля над животным. Во всех спортивных дисциплинах очень жестко контролируется вопрос использования трензелей и мундштуков, вплоть до дисквалификации всадника за жестокое обращение. В принципе своем, наказание лошади через железо - НЕ ДОПУСТИМО!

Но работать без системы наказаний тоже нельзя. Бывают моменты, когда лошадь пробует иерархию "на зуб", чтобы попробывать изменить свое положение и пробиться наверх - это вполне естественное поведение. И в данном случае надо незамедлительно пресечь такие попытки, доказав свое превосходство.
К сожалению, ошибочное восприятие в России термина "хорсменшип" привело к тому, что последователи этого новомодного направления решили, что наказывать нельзя совсем. Основываясь, якобы, на понимании поведения животного, они пытаются строить иерархию со своими лошадьми "безболевыми методами", забывая, что как раз в природе лошади часто прибегают к наказанию болью - удары копытами и укусы зубами. Человек лишен этих неоспоримых "аргументов", потому должен пользоваться чем-то иным.

Допустимые методы наказания:

#
Первым и самым действенным способом наказания является дополнительная работа - можно дополнительно нагрузить работой лошадь, чтобы дать понять, что чем больше она будет упрямиться, тем больше придется работать. Факт того, что ее повели в денник после работы должен восприниматься лошадью как поощрение за выполненную работу.
#
Вторым методом воздействия является голос. В отличие от собак, лошадь меньше реагируют на смысл произносимых слов, но очень чутко чувствуют интонацию, с которой произносятся слова. Резко сказанное слово может указать животному, что оно что-то делает не так.
#
В некоторых случаях допустимы шлепки рукой - например, если ваша лошадь имеет привычку кусаться. Многие недооценивают опасность этой привычки, но она может привести к очень тяжелым травмам. Потому следует пресекать все проявления такого поведения. Несколько резких (без излишних усердий) шлепков по носу в момент попытки укусить могут избавить от этой привычки или научить лошадь с опасением пытаться применить зубы. Очень интересно наблюдать за выражением на морде лошади, которую уже отучали таким образом, но которая все же не оставляет надежд на успешную подлость. так и видно мучительная внутренняя борьба: "Стоит или не стоит крепкая затрещина удовольствия слегка прикусить тренера?".

Что стоит помнить при наказании, это то, что ваши действия должны быть незамедлительны. Если решили наказывать - не раздумывайте. Лошади следует четко указать на то, что она делает не так. Объяснить ей впоследствии причину наказания уже не удастся. Но, продумайте все ваши действия в экстренных случаях до того, как сядете верхом. Кто не контролирует себя - не может контролировать никого другого!

Поощрения:

Если бы лошадь реагировала на ласковое слово и похлопывание по шее также как это делают собаки - процесс обучение был бы намного проще. Но лошадь не склонна активно реагировать на такие методы похвалы, а значит, мы должны иметь что-то иное в нашем запасе.
Как уже упоминалось выше, поощрение едой имеет серьезные ограничения в практическом применении. К сожалению, ограничения имеют все формы поощрения. Более того, как правило, все эти формы требуют серьезной работы над ними для того, чтобы научить лошадь воспринимать их и ассоциировать с похвалой за хорошую работу.

И все же, какие могут быть способы поощрения:
#
слова и поглаживание - хоть и малоэффективный способ, но имеет некоторое воздействие. Может быть использован в работе с жеребятами в моменты, когда они делают первые шаги в обучении. При этом, такие поощрения следует давать при любых правильных действиях, чтобы жеребенок с детства усваивал, что эти действия могут быть похвалой.
При приливах хорошего настроения старайтесь избегать обхватывать жеребенка обеими руками за шею - это может быть расценено не как похвала или одобрение, но как агрессивное и опасное действие и вызвать испуг у лошади.
#
окончание работы - пожалуй, самый эффективный и практичный способ поощрения. При этом поощрением может быть окончание как непосредственной рабочей сессии, так и работы над каким-либо конкретным движением (элементом) с переходом к следующему. Лошадь очень быстро научится воспринимать правильную работу с последующим отдыхом или сменой деятельности, что будет мотивировать к достижению хороших результатов.
#
лакомство - этим способом поощрения хорошо пользоваться для обучения различным трюкам. Выполнение трюков можно тренировать с земли, т.е. "в руках". В данном случае, лакомство - удобный способ "сказать" лошади, что она на правильном пути. Мастера постановочных трюков во время дрессуры активно используют лакомство в качестве поощрения, в то время как спортсмены, обходятся двумя вышеперечисленными способами. Так как, как говорилось уже выше, ограниченность возможностей этого способа начинаешь понимать, садясь в седло. Кроме того, подкармливание лакомством может сделать из Вашей лошади попрошайку и, как следствие, развитие многих вредных привычек (биение копытом по стенке денника, медвежья качка и т.п.)

Главное, что следует помнить как при наказаниях, так и поощрениях - это то, что следует всегда быть последовательным в своих действиях и тщательно оценивать ситуации для тех или иных действий. Все меры должны быть дозированы. Для этого надо учитывать три основных фактора:

#
характер и чувствительность данной конкретной лошади, с которой происходит работа
#
уровень ее подготовки (обучения)
#
степень охотности или неохотности выполнения работы

Материалы wwwhorse.ru